Новый центр обработки данных лидирующего сотового оператора Абхазии «АКВАФОН-GSM» является частью стратегии развития компании, которая включает в себя внедрение передовых технологий, позволяющих предоставлять абонентам эффективный комплекс надежных современных услуг и поддерживать высокий уровень обслуживания в условиях роста количества абонентов.
Для того чтобы обеспечить весь комплекс задач, руководство компании приняло решение о строительстве в столице Абхазии передового Административно-Технического комплекса, включающего масштабный центр обработки данных, аналогов которому в республике на сегодняшний день не существует. Данный ЦОД является ключевым элементом инфраструктуры компании и обеспечивает возможность дальнейшего развития технической базы оператора.
Для проектирования и создания ЦОДа руководство «АКВАФОН-GSM» пригласило СП «Утилекс-Абхазия», дочернее предприятие российской компании «Утилекс», имеющей значительный опыт в реализации масштабных проектов по построению ИТ-инфраструктуры.
В ходе первого этапа совместной работы специалистами «АКВАФОН-GSM» и «Утилекс-Абхазия» были сформулированы концепция проекта и подробное техническое задание, которое учитывало все потребности компании и особенности здания. Реализация проекта осуществлялась четко по намеченному плану, и в результате в мае 2012 году крупнейший в республике ЦОД был запущен в эксплуатацию.
Ядром инфраструктуры Центра обработки данных стала APC InfraStruXure. В ходе разработки и реализации проекта перед разработчиками встала задача объединить в одном помещении две зоны: серверную и коммутаторную. Сложность реализации этого требования заключалась в том, что ИТ и техническое оборудование имеет разные требования к охлаждению. Чтобы обеспечить необходимый уровень кондиционирования для различных типов оборудования, команда специалистов «Утилекс-Абхазия» спроектировала автоматизированную систему охлаждения на чиллерной воде. В решении была использована архитектура рядного охлаждения с горизонтальным распределением воздушного потока, а также чиллеры внутренней установки. При этом для зоны коммутатора с техническим оборудованием была использована фальшпольная система охлаждения – с подачей охлажденного воздуха снизу. Основой системы стало оборудование АРС by Scheider Electric, а также чиллеры и кондиционеры фальшпольного охлаждения Stulz.
Система бесперебойного электропитания реализована с уровнем резервирования 2N и построена на 2-х источниках бесперебойного питания (ИБП) APC Symmetra PX Odin, масштабируемых по мощности до 500кВт каждый. ИБП смонтированы в отдельных помещения с автономными системами пожаротушения.
Важной особенностью ЦОДа стала комплексная система пожаротушения, полностью изготовленная в Германии специалистами компании Minimax - признанного во всем мире производителя техники и услуг противопожарного назначения.
Размещение зон ЦОДа и коммутатора в одном помещении позволило специалистам «АКВАФОН-GSM» и «Утилекс-Абхазия» реализовать в рамках этого проекта уникальное по своей эффективности решение – структурированную кабельную систему для коммутатора, которая позволила связать коммутационные шкафы с ИТ-оборудованием. Над каждым шкафом с оборудованием установлены как оптическая, так и медная коммутационные панели. Это увеличивает скорость соединения и избавляет от необходимости прокладывать дополнительные кабели в зону коммутатора.
Архитектурно-строительное решение ЦОДа позволило полностью скрыть проводку оборудования. Во всех помещениях установлен фальшпол переменной высоты от 350 мм до 860 мм. Общая площадь фальшпола 400 квадратных метров. В ходе проекта специалистами «Утилекс-Абхазия» был выполнен не только монтаж и запуск оборудования, но и все отделочные работы, включая оштукатуривание и окраску стен огнестойкими материалами.
Ключевой особенностью решения стало обеспечение возможности постепенного наращивания необходимой мощности и изменения конфигурации оборудования без нарушения непрерывности работы ЦОД.
«Проект, безусловно, можно считать успешным, - полагает генеральный директор «АКВАФОН-GSM» Алхас Аргун, - он создал условия для расширения технологической базы, - которая в будущем позволит улучшать существующие клиентские сервисы и поддерживать высокий уровень обслуживания в условиях динамичного роста количества абонентов «АКВАФОН-GSM».